Что умеет Ваш малыш...
Детки так быстро растут. И если первый год развитие идет гигантскими шагами (от «лежачего» грудничка до ползающего, топающего карапуза) и каждый месяц у педиатра отмечаются все эти достижения, то следующие два года развитие идет скачками и что же должен (может) уметь ребенок вызывает у мам множество вопросов. Кто-то уже считает, что в 2 года ребенок должен знать буквы и мучает себя (и ребенка) буквами. А кто-то и мяч еще не догадался купить…
Еще раз повторюсь, со 2 года жизни ребенка развитие идет скачками. Т.е. ребенок «накапливает, накапливает», а потом «выдает». Например: молчал, молчал (или говорил «на своем» языке), вдруг хлоп и стал говорить понятно, да еще и предложениями.
Был у меня в группе мальчик Влад Л.. Толком не разговаривал. И вот ему исполнилось 2 года (именно в день рождения все произошло) его как будто «включили» - начал понятно говорить, и не просто отдельные слова стали внятными, а целые предложения.
Эти скачки называют эпикризные сроки.
Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки.
С 1 года до 2 лет – это каждые 3 месяца (1год, 1г. 3мес., 1г.6мес., 1г.9мес., 2 года). И именно в эти периоды мы ходим к педиатру.
С 2 до 3-х лет – это 6 месяцев (2 года, 2г.6мес., 3 года).
Развитие ребенка идет по направлениям (их еще называют линиями развития):
-физическое развитие;
- развитие речи (активная и пассивная речь);
- игровые действия;
- навыки самообслуживания;
- социально-эмоциональное развитие;
- действия с предметами (развитие мелкой моторики, конструирование, рисование, лепка, аппликация);
- сенсорное развитие (цвет, форма, размер).
В детских садах ведутся карты нервно-психического развития ребенка, где как раз и отмечают, что ребенок умеет в определенный эпикризный срок, а что нет. В поликлиниках тоже. Что педиатр и отмечает в карточке.
В нашей поликлинике это выглядит так: - Разговаривает?- Да. – В игрушки играет? – Играет.
А что же делать мамам, у которых дети не ходят в детский сад? А в поликлинике особо не на диагностируешься.
Я предлагаю провести диагностику Вам самим. Сложного нет ничего. Что-то видно из наблюдения, для чего-то нужно будет, специально подготовится (приготовить игрушки и т.п.)… (И скажу сразу: даже если что-то Ваш малыш не делает из того что должен уметь в определенный эпикризный срок – не пугайтесь. Может Вы просто ему еще это не показывали и именно, поэтому он и не умеет. Покажите, поупражняетесь, и все будет хорошо. А для тех, у кого ребенок все умеет в соответствии с возрастом – можно обратить внимание на следующий эпикризный срок. И позаниматься с ребенком исходя из его показателей).
Итак, начнем…
Скачиваете файл с картой нервно-психического развития ребенка раннего возраста и распечатываете его. Достаете простой карандаш. Внимательно все читаете. И что-то уже можете заполнить сразу, т.к. своего ребенка знаете, хотя лучше все же еще раз понаблюдать. Знаком «+» отмечаете, что ребенок делает (умеет), знаком «-», что не умеет.
Подготавливает необходимые для диагностики предметы (пирамидку, игрушки, карандаши и т.д.). Приступаете к диагностике. Во время проведения диагностики важно, чтобы ребенок был здоров, сыт, выспался и в хорошем настроении.
Все плюсы – минусы проставлены. Обрабатываем результаты. Считаем отдельно по каждой линии развития. Проставляем в табличке на 1 страницы карты:
Н – норма развития соответствует возрастной норме, все светлые поля по эпикризному сроку заполнены знаком «+» - 0 баллов
О – отставание по одному показателю ( в светлых полях есть «+» и один «-») – 1 балл.
ОО – отставание по 2 и более показателям (на светлом фоне знаки «-») – 2,3,4 и т.д. баллов
П – превышение по одному показателю – учитывается выполнение задач следующих эпикризных сроков (на темном поле есть знак один «+») + 1 балл.
ПП – превышение по двум и более показателям (на темных полях есть знаки «+») +1,+2,+3 и т.д.
И выстраиваем график: Н – делаем отметку на линии норма, О – отставание по 1 признаку -1, ОО -2, ООО -3 и т.д., П – превышение - +1, ПП +2, ППП + 3. Соединяем все точки и наглядно видим, что у ребенка соответствует возрасту, что отстает, а что идет с опережением.
|